20 лучших китайских фильмов

Фильмы, снятые режиссерами из Поднебесной, успешно конкурируют в мировом прокате и кинематографе с европейскими и голливудскими. Китайские картины всегда вызывают интерес у зрителей, которые знают, что фильмы из КНР отличаются лихо закрученным сюжетом, невероятными поворотами событий, динамикой и интересными концовками.

Китайские киноработы снимаются в разных жанрах и стилях – от фэнтези до боевиков, приключений, детективов. Присутствуют элементы драмы, психоделического кино, трагедии, комедии, мелодрамы. Очень много китайцы снимают о своей истории и культуре.

Китайская классика

китайские фильмы

Есть два фильма, которые обязательно смотрят все поколения жителей Поднебесной. Кино «Ангел с улицы» сняли в 1937 г., совместив в картине три жанра – драму, комедию, мюзикл. Сюжет строиться вокруг судеб двух сестер Сяо Юнь и Сяо Хо. Первая стала проституткой, а вторая – певицей, выступающая в публичном доме. Жизнь сестер сложная и невеселая, но помогают им справиться со сложностями новые друзья.

Вторая картина из разряда «классика» называется «Весна в городке», была выпущена на экраны в 1948 г. Фильм считается мелодрамой, рассказывает о жизни героини Чоу Юйвэнь, которая живет с нелюбимым мужем. Он тоже перестал испытывать любовь к своей супруге. При этом они продолжают заботиться друг о друге. Потом героиня встречает друга детства по имени Чжан Чжичэнь. Ей предстоит сделать сложный выбор – пойти за велением сердца или остаться с мужем, которого она не любит.

ТОП кинокартин 1980-х гг.

Активнее всего кинематограф в Китайской Народной Республике начал развиваться в 1980-е гг. и эта тенденция продолжается до этих пор. Смещаются только акценты в кинопроизводстве. К самым лучшим картинам 1980-х годов относятся:

  • «Зу: Воины с волшебной горы», 1983 год, жанр средневекового фэнтези. Кино рассказывает о боевых искусствах, магии, власти, традиционных искусствах Китая. Понравится картина тем, кто хочет глубже познакомиться художественной культурой китайского общества.

Зу: Воины с волшебной горы

  • «Последний император», 1987 год, жанр история. Снимали китайцы совместно с другими странами. Посвящена картина жизни последнего китайского императора.

Последний император

  • «Лай Чи, последний китайский евнух», 1988 год, историческое кино. В картине рассказывается о такой группе китайского общества, как евнухи, которые были жертвами периода феодализма. Многие китайцы считали, что попадая в евнухи, мужчины обеспечивают себе богатство и статус в обществе. За кулисами оставалась жестокость и реальное положение дел при дворе императора.

Лай Чи, последний китайский евнух

В 1980-е гг. кинопроизводство в КНР находилось в упадке, поскольку надо было искать новые жанры, снимать более качественное кино и конкурировать все время с другими видами развлечениями. Перечисленные картины, как и многие другие, снятые в то время, демонстрировали, что общество переживает психологические травмы. Они были вызваны различными периодами истории, кино стало инструментом, рассказывающее и о травмах, и о национальной культуре китайцев.

Какие фильмы 1990-х годов китайцы считают лучшими?

В этот период киноиндустрия находилась под влиянием так называемого «шестого поколения режиссеров из КНР». Это были люди, которые снимали фильмы, как кинолюбители. В 1990-е гг. не было постоянного финансирования со стороны государства или других источников поступления денег на снятия картин. Поэтому режиссеры снимали малобюджетные картины, используя довольно дешевую технику. Это были первые цифровые камеры или аппарат, заправленный 16-тимиллиметровой пленкой.

Денег на оплату гонораров у режиссеров не было, поэтому главные роли играли непрофессиональные актеры. Часто картины 1990-х годов были экспериментальными площадками, на которых совмещались разные киножанры. Более качественное кино получалось во время сотрудничества с режиссерами из Америки и Европы. Несмотря на определенный упадок индустрии кино в 1990-е, «золотой фонд» китайского кинематографа был пополнен многими картинами. К ним относятся:

  • «Прощай, моя наложница», 1993 год, жанр – драма, мелодрама, музыкальный фильм. Фильм о двух друзьях, которые стали актерами и играют всю свою жизнь в одном драме. За это время они ссорились, мирились, но все равно оставались друзьями. Картина – центральное произведение режиссеров 5-го поколения, получила большое количество наград на международных и европейских фестивалях, в том числе «Золотую пальмовую ветвь».

Прощай, моя наложница

  • «Зажги красный фонарь», 1991 год, жанр – драма. Кино рассказывает о 1920-х гг., главная героиня Сунлянь учится в университете, пока не умирает ее отец. Потом ее выдают замуж за человека, у которого уже есть три жены. Сунлянь – самая молодая из всех жен, из-за чего последние начинают ревновать супруга к молодой девушке. Примечательна картина тем, что рассказывает о самых разных традициях, существующих в тех или иных регионах Китая.

Зажги красный фонарь

  • «Виртуоз», 1990 год, жанр – боевые искусства (уся). Отличная картина, которая переносит зрителя в мир борьбы на мечах и традиционных китайских боевых искусств.

Виртуоз

  • «Жить», 1994 год, жанр – история. Эпическое кино о тома, как одна семья в Китае в 1950-х гг. оказалась в эпицентре масштабных событий. Сначала они стали свидетелями гражданской войны, а потом Культурной революции. Фильм сняли с кинопроката, поскольку в нем звучит критика коммунистического правительства и политики, которую оно проводило. В Каннах на кинофестивале картина получила три премии.

Жить

  • «Под жарким солнцем», 1994 год, жанр – мелодрама. Режиссер Цзян Вэнь пытался показать события культурной революции глазами подростка, которого совсем не заботят политика и то, что происходит в Китае. Основные аспекты – жаркое лето, разборки на улицах, влюбленность, дух свободы.

Под жарким солнцем

  • «Чукингский экспресс», 1994 год, жанр – криминал, мелодрама и драма. Снимал режиссер Вонг Карвай, работа которого сильно впечатлила Квентина Тарантино, поэтому он способствовал прокату картины в США. Фильм состоит из двух частей. Первая рассказывает о страданиях молодого полицейского, который потерял любовь. Вторая часть – тоже о молодом полицейском со своими проблемами. В картине присутствуют наркодилерша, официантка закусочной. Карвай показывает встречи, которые меняют судьбы людей, об одиночестве, нежности, расставаниях, мечтах.

  • «Цю Цзю идет в суд», 1992 год, жанр – комедия и драма. По сути, фильм о борьбе за справедливость. У крестьянки Цю Цзю есть муж, которого избил староста деревни, поэтому не смог работать до полного выздоровления. Чиновник заставляет выплатить виновника компенсацию, но староста при этом вину не признал. Из-за этого Цю Цзю начинает бороться против главы деревни, сталкиваясь с многими проблемами на своем пути.

Цю Цзю идет в суд

Фильмы нового китайского кино

В 2000-х гг. производство стало меняться в сторону улучшения. Способствовало этому передача Португалией и Британией Гонконга и Макао в состав Китайской Народной Республики. Появились совместно снятые картины, которые позволили китайцам и жителям других стран увидеть другие стороны общества и страны.

В рейтинг популярных фильмов входят:

  • «Двойная рокировка», 2002 год, жанр – криминал, триллер, драма. Рассказывает о мафии Гонконга, куда внедрили полицейского. Остросюжетный фильм с тонкой актерской игрой и психологической напряженностью.

Двойная рокировка

  • «Ип Манн», 2008 год, жанр – драма и боевик. Кино основано на биографии Ип Мана, который тренировал и наставлял Брюса Ли. Ип Ман создал первую школу, где преподавали искусство вин-чунь. Одновременно с этим проводится линия о противостоянии героя японским оккупантам во Второй мировой войне.

Ип Манн

  • «Любовное настроение», 2000 год, жанр – драма и мелодрама. Картина рассказывает о любви мужчины и женщины, которые встретились случайно. Режиссер Вонг Карвай сумел передать все жесты, эмоции, чувства влюбленных, печальную и лирическую атмосферу тонкой и мимолетной любви. События происходят в Гонконге 1960-х гг., который тогда находился под контролем Британии.

Любовное настроение

  • «Сити 24», 2008 год, жанр – драма. В городе Чэнду власти решают снести старый завод, чтобы на его месте построить современный элитный жилой комплекс. Режиссер Цзя Чжанкэ совместил в картине документальные кадры и настоящие интервью, которые идут по очереди со сценами, снятыми в псевдодокументальном стиле. Кино «Сити 24» показывает и реакцию людей – пожилых, среднего возраста, молодых – на решение построить новый комплекс на месте завода, на котором работали когда-то многие жители Чэнду.

Сити 24

  • «Город жизни и смерти», 2009 год, жанр – история, драма, военный. Снимал кино режиссер Лу Чуань, сумевший рассказать о резне в Нанкине в 1937 году. Особенность картины – события показаны через рассказы жителей и защитников Нанкина, а также через восприятие солдата, служившего в японской армии. Полного реализма удалось достичь с помощью черно-белой съемки, которая очень напоминает документальную хронику.

Город жизни и смерти

  • «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», 2000 год, жанр – фэнтези, мелодрама, боевик. Кино получило четыре «Оскара» от Американской Киноакадемии, а также множество других призов и премий на фестивалях и конкурсах. Сюжет о приключениях, которые случаются с главными героями во время поиска артефакта с волшебными свойствами. Любовная драма переплетенная с восточной философией, боевыми трюками, полетами держит зрителей в напряжении до конца просмотра.

Крадущийся тигр, затаившийся дракон

  • «Вожделение», 2007 год, жанр – военный, мелодрама, драма и триллер. События происходят в 1938 году, когда Китай оккупировала японская армия. В результате чего, группа студентов начинают планировать освобождение страны от оккупантов. Они хотят убить коллаборациониста по имени господин И., который пользуется в китайском обществе огромным влиянием и авторитетом. Его доверие должна завоевать девушка Цзячжи, входящая в группу борьбы с оккупантами. Она должна заманить господина И. в ловушку, чтобы там его убили ее друзья. Тем не менее, события в какой-то момент начинают разворачиваться не так, как планировалось.

Вожделение

  • «Герой», 2002 год, жанр – драма, боевик, фэнтези. Это притча, которая знакомит зрителей с основами конфуцианства, в том числе с понятиями «справедливость», «долг», «мудрость», «доблесть». Герой без имени приезжает к императорскому двору династии Цинь и говорит, что он сам смог победить трех врагов, которые угрожали жизни императору. Правду правителю, как и зрителям, предстоит узнать не сразу. Будут показаны три версии событий, о которых идет речь в фильме. Сюжет отличается глубиной, захватывающим характером, а также прекрасным визуальным рядом. Для настоящих эстетов фильм принесет настоящее удовольствие и наслаждение.

Герой

С 2010-х гг. количество китайских фильмов, снятых самостоятельно или при сотрудничестве режиссеров из Европы, США, других стран Азии, увеличилось. Украшением кинематографа являются такие картины, как «Землетрясение» (2010), «Охота на монстра», «Кайли-блюз», «Меч дракона», «Тотем волка» (все фильмы вышли в прокат и на телеэкраны в 2015 году).

Таким образом, кинопроизводство Китая активно развивается, что видно по картинам, получающие большое количество положительных отзывов от критиков и ценителей качественного кино. Киноискусство отмечено и многочисленными призами, премиями, многомиллионными начислениями от продажи билетов.

Жанровое разнообразие – огромное. Нельзя сказать, что китайские режиссеры придерживаются только одного стиля или жанра. Есть фэнтези, классические боевики, трагедии и боевики. Но лучшие фильмы сняты в жанрах, где соединена психоделика, история, боевые искусства, традиционное китайское общество, приключения и фэнтези. ТОП-20 лучших фильмов – это возможность познакомиться с Поднебесной, ее жителями, традициями и культурой. Для многих зрителей и иностранцев стало открытием, что такая коммунистическая страна, как Китай, способна делать качественное и остросюжетное кино, на которое люди с удовольствием ходят в кинотеатры в разных странах мира.