Конфуций: жизнь и учение

О нём написаны сотни книг, его имя часто встречается в китайском народном фольклоре. Он не просто знаменитый философ эпохи Чжоу в истории древнего Китая. Прежде всего, он – великий мыслитель, намного опередивший своё время. Он – Учитель Кун. Кун Фу-цзы. Конфуций.

Кто такой Конфуций, что сделал

Итак, Конфуций или, точнее, Кун Фу-цзы – древний китайский мыслитель, проповедник и философ, основатель одного из трёх главных, наряду с даосизмом и буддизмом, этико-религиозных учений – конфуцианства, положенного в основу целой философской системы. Со временем это учение обрело статус мировоззрения и государственной идеологии. Оно давно и прочно входит в комплекс религиозных верований ряда дальневосточных государств и стран Индокитая – Китая, Кореи, Японии, Вьетнама и других.

В некоторых современных трудах по истории классической восточной философии Конфуций именуется просто Учителем, а к числу его несомненных заслуг относят основание университета и систематизацию древних летописных хроник, собранных в разных концах современного ему раздробленного феодального Китая.

Великий китаец первым сформулировал знаменитое отрицание: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе», также известное как золотое правило нравственности, но уже со знаком «плюс» – «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Это правило впоследствии легло в основу античной философии и многих мировых религий, равно авраамических и дхармических. Очевидно влияние взглядов Конфуция на Христа.

Жизненный путь Конфуция

Конфуций был сыном знатного военного Шулян Хэ и происходил из родовитой, но обедневшей семьи Кун. Матерью Конфуция была Янь Чжэнцзай, 17-летняя наложница 63-летнего Шулян Хэ.

Рано лишившись отца и матери, Конфуций в полной мере познал нужду, был вынужден много работать, что, безусловно, сыграло исключительно положительную роль в его дальнейшей судьбе.

Уже в ранней молодости у него открылся талант преподавания, вследствие чего очень скоро вокруг Конфуция собралась целая школа, насчитывавшая более трёх тысяч учеников – ровесников Учителя или немногим младше, или же чуть старше его.

Огромная популярность его школы объяснялась тем, что педагогическая доктрина Конфуция была построена на справедливом принципе равноправия для всех без исключения его учеников – обучение вне какой-либо зависимости от происхождения учащегося за очень символическую плату, «связку сушёного мяса».

Сам Учитель подчёркнуто идентифицировал своё учение с мудростью древних «святых-совершенномудрых» (шэн) – в частности, императоров Яо и Шунь, выраженной в «Шу цзине» («Книга истории») и «Ши цзине» («Книга песен»).

А в 50 лет он попытался сделать карьеру «государева человека» в китайском царстве Лу. Однако, будучи, несомненно, добродетельным и умным, но бесхитростным, из-за дворцовых интриг Конфуций был вынужден бежать и 13 лет скитаться по соседним китайским царствам.

Вернувшись в итоге на родину, Конфуций благополучно закончил свои дни в кругу близких родственников.

Основные труды Конфуция

Конфуций полагал, что его частная миссия состоит в сохранении и передаче потомкам древней культуры (вэнь) – этим он руководствовался, когда редактировал и комментировал «Шу цзин» и «Ши цзин» – рукописные памятники древнего китайского прошлого.

Конфуций считается автором философских комментариев «Чжоу и» («Книга перемен») и первой погодичной хроники «Чунь цю» («Вёсны и осени»). К слову сказать, исходя из этой летописи, китайские историки новейшего времени различают одноимённый период «Вёсен и осеней» в истории эпохи Чжоу – с 722 по 481 годы до н.э.

А философские взгляды Конфуция нашли отражение в составленном последователями сборнике «Лунь юй» («Суждения и беседы»), содержащем мысли и высказывания как самого Учителя, так и авторов этого сборника – его учеников. В России этот сборник под редакцией П.С. Попова, бывшего сотрудника русской дипломатической миссии в Пекине, впервые увидел свет в 1910 году и назывался «Изречения Конфуция, учеников его и других лиц».

Ученики

Из трёх тысяч учеников Конфуция ближайшими, из числа наиболее одарённых, избранных им самим, считаются 77; в свою очередь, по именам из них известны не более 26, а любимым учеником его был некто Янь-юань. Из прочих до настоящего времени также дошли имена учёных Цзэн-цзы и Ю-жо, внесших свой посильный вклад в древнюю китайскую философию.

К слову об учёных. Современные академические источники определяют учеников школы Конфуция как учёных-интеллигентов (жу); предполагается также, что, как и сам Конфуций, все они были потомками правящей верхушки государства Шань-Инь, павшего под ударами «менее культурных», воинственных чжоусцев в XII – XI веках до нашей эры.

Краткие сведения о китайском философе Конфуции

Согласно изысканиям учеников Конфуция и поздних последователей конфуцианства в его родословии, Конфуций являлся потомком иньского императора Ди И, правившего в 1101-1076 гг. до н.э., точнее, его сына Вей-цзы.

Среди интересных подробностей личной жизни Конфуция в сборнике «Лунь юй» упоминается его сын Бо Юй.

По сведениям, не имеющим документальных подтверждений и носящих скорее легендарный характер, в юности Конфуций встречался с не менее легендарным китайским мудрецом и философом Лао-цзы, основоположником даосизма, что впоследствии дало основание оппонентам Конфуция и его школы считать Учителя только последователем Лао-цзы и не более того, принизить его роль в истории и культуре древнего Китая.

Дошедшие до настоящего времени сведения о Конфуции, о самой его жизни и деятельности во многом сильно искажены и даже мифологизированы – данный тезис подтверждается, например, самим фактом существования «конфуцианского» цикла в китайском народном фольклоре – всех этих бесчисленных сказок, былин и устных преданий, в которых ему всегда отводится главное, ключевое место.

Культ Конфуция начался в Китае уже через год после смерти Учителя и продолжается до сих пор: теперь в Поднебесной то и дело проводятся конфуцианские конгрессы, существует «именная» премия Конфуция – за успехи в образовательной сфере, а в 2009 году в стране прошли грандиозные торжества, посвящённые 2560-летию со дня рождения великого китайского мыслителя.

В Западную Европу идеи конфуцианства проникли много позже, только в XVII столетии, с возникновением моды на всё китайское и вообще на ориентализм.

Годы жизни

Конфуций или Кун-цзы родился в 551 или 552 году, а умер в 479 году до н. э., за несколько лет до окончания периода «Вёсен и осеней» эпохи Чжоу.

Где родился и жил

Считается, что Конфуций родился в Цюйфу, в настоящее время городской уезд городского же округа Цинин провинции Шаньдун Китайской Народной Республики, где и жил, в царстве Ли, там же и умер.

В то же время в ряде источников говорится о том, что мать Конфуция Янь Чжэнцзай была вынуждена покинуть дом его умершего отца Шулян Хэ вскоре после смерти последнего и вернуться с полуторагодовалым сыном на руках в родной ей Цюйфу.

Несомненно одно, большую часть своей жизни Конфуций прожил именно в Цюйфу, в царстве Ли, за исключением тех 13 лет, когда он был вынужден скитаться по соседним китайским царствам.

В Цюйфу же до сих пор проживают и его потомки.

Фото

Конфуций

Конфуций

Конфуций